Олег РАСТЕГАЕВ
В этом году среди десяти участников шинного теста нет ярких дебютантов: все модели выпускаются не первый год, а часть из них уже принимала участие в наших прошлогодних испытаниях. Да и размерность знакомая — 205/55 R16. Так что будем считать наш тест независимым контролем качества шин. Вернее, качеств. Сцепных свойств, сопротивления аквапланированию…

В России шинный рынок растет примерно на 5% в год — в прошлом году только легковых шин было продано 44 млн, из которых порядка 12 млн завезено из дальнего зарубежья. К сожалению, точные цифры продаж официальные импортеры скрывают. Но по неофициальным данным, среди иностранных компаний на нашем рынке лидирует Continental — со своими дочерними брендами Uniroyal, Gislaved и Barum немецкий концерн занял долю в 6%. Далее располагаются Michelin и Goodyear (по 5% рынка), Bridgestone (4%)... Доля экспорта шин постоянно увеличивается — во многом из-за политики автопроизводителей, которые придумывают для своих новых моделей экзотические размерности покрышек. Но мы который год выбираем для нашего сравнительного теста шины размерности 205/55 R16 — одной из самых популярных. Такие покрышки можно поставить на BMW третьей серии, Volvo S40, Volkswagen Golf, Peugeot 307... Мы же использовали в качестве агрегатоносителя Audi A4.
А проходили тесты на этот раз за океаном — на американском полигоне концерна Continental. Но все десять тестовых комплектов шин — европейского происхождения. Это Cоntinental ContiPremiumContact 2, Michelin Energy, Vredestein Hi-Trac, Bridgestone Turanza ER300, Dunlop SP Sport 01, Goodyear HydraGrip, Nokian NRHi, Pirelli P7, Barum Bravuris и Hankook Ventus Prime.

Почему именно эти модели? Еще осенью прошлого года наши финские коллеги с полигона Test World разослали в крупные шинные компании запросы с подробным описанием предстоящих испытаний. Ведь зимой, когда проводится этот тест, многие из шин грядущего сезона еще не продаются. Так что мы вынуждены брать покрышки непосредственно у производителей. Наши требования — индекс скорости H (210 км/ч) и размерность 205/55 R16. А уж какие именно модели будут защищать честь мундира — старые или новые, — решают сами шинные компании.
А нет ли здесь подвоха? Ведь фирмы могут специально для теста «сварить» комплект шин с улучшенными характеристиками. Но эксперты полигона Test World не дремлют: уже летом, после испытаний, они обязательно покупают шины тех моделей, которые заняли верхние строчки итогового рейтинга, и сравнивают их с тестовыми — не только повторяя тесты, но и изучая толщину и конструкцию боковин покрышек в разрезанном виде. Думаем, после недавнего скандала с «улучшенными» тестовыми зимними шинами Continental вряд ли кто-нибудь из производителей пойдет на риск испортить репутацию…
Методика испытаний по сравнению с прошлым годом практически не изменилась. Как и прежде, испытатели пытаются решить главную проблему — сравнить все шины в одинаковых условиях. Одна дорога, один автомобиль, десять-пятнадцать замеров в каждом испытании на каждом комплекте шин. Для измерений тормозного пути или скорости используется профессиональная аппаратура — в нашем случае это комплекс V-Box на основе спутниковой навигации. Помимо инструментальных замеров эксперты выставляют и субъективные оценки — за удобство управления, акустический комфорт и плавность хода.
Итак, обо всем по порядку.
Сначала — замеры тормозного пути на мокром асфальте. Автомобиль разгоняется до 85 км/ч, водитель утапливает педаль тормоза в пол, и под стрекот АБС аппаратура фиксирует тормозной путь с 80 км/ч. Минимальный тормозной путь в дождь обеспечивают шины Vredestein — 39,8 м. А вот на шинах Barum, худших в этом виде испытаний, тормозной путь удлиняется до 45,1 м.

Затем — оценка сопротивления аквапланированию. Для этого испытатели ездят по специальной мелкой ванне, наполненной водой, постоянно наращивая скорость. Точнее, по двум ваннам сантиметровой глубины — одна на прямой, другая в повороте. Фиксируется скорость, при которой протекторы передних шин перестают справляться с отводом воды из пятна контакта и шины «всплывают», — именно это опасное явление и называется аквапланированием. В нашем случае эффективнее всего противостоят аквапланированию шины Vredestein и Goodyear — обе модели с направленным рисунком протектора. А вот дренажные возможности асимметричных шин Hankook и Continental оставляют желать лучшего.
Следующее упражнение на мокром асфальте — движение по кругу. Эксперты постепенно наращивают скорость, пытаясь показать лучшее время. Самыми «быстрыми» здесь стали шины Bridgestone и Continental, самыми «медленными» — покрышки Hankook.
После круга испытатели выдвигаются на извилистую кольцевую трассу. Здесь экспертам мало показать лучшее время на каждом комплекте шин — им надо еще и выставить субъективные оценки за удобство управления, оценивая его с позиции водителя средней квалификации. Чем плавнее шины переходят в скольжение, чем проще сохранять контроль над автомобилем, тем выше оценки. Например, шины Continental не только позволили показать хорошее время круга, но и были признаны самыми «понятными». А на покрышках Dunlop и Hankook по мокрой трассе было ездить сложнее всего.
Теперь — сухой асфальт. На этом покрытии мы имитируем объезд неожиданно возникшего препятствия — на языке испытателей это упражнение называется переставкой. Чем проще объехать препятствие, тем выше субъективные оценки экспертов. Кстати, все тесты, где выставляются субъективные оценки, выполняются «вслепую» — водитель не знает, на каких именно шинах он ездит.
На «сухой» переставке лучшими были признаны шины Bridgestone, Continental, Pirelli и Michelin. В арьергарде — Hankook.
И последний вид испытаний — оценка шумности и плавности хода в ходе пробега по спецдорогам полигона. Ровный асфальт под колесами сменяется искусственными неровностями, потом идет участок каменистой грунтовки.
Самыми «тихими» были признаны шины Continental и Pirelli, самыми шумными — покрышки Goodyear. Но в то же время Goodyear и Michelin порадовали экспертов своими демпфирующими способностями. А вот Pirelli, Nokian и Dunlop, наоборот, оказались жестковаты.
После завершения тестов все результаты были переведены в баллы по десятибалльной шкале — и просуммированы с учетом весомости каждого показателя. Как и прежде, самыми важными мы считаем характеристики на мокрой дороге — их доля в итоговой оценке достигает 70%. А на комфорт мы выделяем всего 10% — это, конечно, важный критерий при выборе шин, но он не оказывает влияния на безопасность.
В результате максимальный рейтинг набрали шины Vredestein — впервые в истории наших испытаний. Заметный прогресс! Похоже, компания Aмтел, купившая в прошлом году голландскую фирму Vredestein, не прогадала. А для российских потребителей это вдвойне приятная новость: ведь шины Vredestein Hi-Trac будут выпускать в России. Так что есть надежда, что в следующем году они будут отличаться не только хорошим качеством, но и привлекательной ценой.
Впрочем, о подавляющем преимуществе голландских шин говорить не приходится — с минимальным отставанием в итоговом протоколе расположились Goodyear HydraGrip, Continental ContiPremiumContact 2 и Pirelli P7. Все эти шины мы смело можем рекомендовать нашим читателям. Модели Bridgestone Touranza ER300, Nokian NRHi и Michelin Energy немного отстали, покрышки Barum Bravuris и Hankook Ventus Prime заняли места соответственно своему рангу и цене — это эконом-класс, и для Audi или BMW они вряд ли подходят. А шины Dunlop SP Sport 01 откровенно разочаровали, попав в одну компанию с покрышками «второй линии».
Размерность 205/55 R16
Индекс скорости H (210 км/ч)
Индекс грузоподъемности 91 (615 кг)
Конструкция радиальная,
с направленным
рисунком протектора
Глубина рисунка протектора 8,2 мм
Твердость резины по Шору, ед. 70
Страна-производитель Голландия
Небольшая голландская фирма Vredestein, с прошлого года принадлежащая российской компании Амтел, приятно удивила испытателей своими шинами Hi-Trac — на мокром асфальте они работают великолепно! Эффектный направленный рисунок протектора прекрасно справляется с отводом воды из пятна контакта — по части сопротивления аквапланированию с шинами Vredestein может поспорить только Goodyear. Резиновая смесь, насыщенная силикой, обеспечивает минимальный тормозной путь на мокром асфальте. На трассе «мокрой» управляемости экспертам понравились спокойные и однозначные реакции автомобиля. На сухом асфальте Audi ведет себя не столь идеально — по четкости реакций на управление, уровню шумов и передаче вибраций от дороги Vredestein немного уступает конкурентам. Но благодаря успехам в «мокрых» дисциплинах голландские шины буквально вырвали победу в нашем тесте. Главное — чтобы Vredestein Hi-Trac сохранил свои качества после начала производства этой модели на Воронежском шинном заводе в 2007 году.
плюсы:
— высокое сопротивление аквапланированию
— сцепные свойства на мокром асфальте
Общая оценка: 9,1
Размерность 205/55 R16
Индекс скорости H (210 км/ч)
Индекс грузоподъемности 91 (615 кг)
Конструкция радиальная,
с направленным
рисунком протектора
Глубина рисунка протектора 8,3 мм
Твердость резины по Шору, ед. 72
Страна-производитель Словения
Goodyear HydraGrip — «шины дождя». Когда на дороге много воды, эти покрышки всплывают позже других — и в повороте, и на прямой они успешно противостоят аквапланированию. Трассу «мокрой» управляемости Audi A4 на этих шинах преодолевает очень спокойно — без резких, пугающих срывов в скольжения. А вот для спортивной езды HydraGrip не подходит — пытаясь улучшить время на трассе, эксперты столкнулись с вялыми реакциями автомобиля на активные действия рулем. Да и на сухом асфальте HydraGrip с его мягкостью реакций располагает к размеренной езде. Мягкость проявилась и в великолепной плавности хода — мелких неровностей на дороге эти шины просто не замечают. Но уровень шума неожиданно оказался самым высоким, и именно это помешало покрышкам Goodyear HydraGrip занять первое место в нашем тесте.
плюсы:
— высокое сопротивление аквапланированию
— плавность хода
минусы:
— шум
Общая оценка: 9,0
Размерность 205/55 R16
Индекс скорости H (210 км/ч)
Индекс грузоподъемности 91 (615 кг)
Конструкция радиальная,
с асимметричным
рисунком протектора
Глубина рисунка протектора 7,9 мм
Твердость резины по Шору, ед. 73
Страна-производитель Франция
Шины ContiPremiumContact 2, которые в прошлом году стали победителями теста, на этот раз заняли лишь третье место. Причина — провал в тестах на сопротивление аквапланированию: протектор с продольными канавками, не имеющими боковых ответвлений, не справляется с отводом больших объемов воды. Во всяком случае, скорость «всплытия» на лужах заметно ниже, чем у шин Goodyear и Vredestein с их направленными рисунками протекторов.
Но если на мокром асфальте нет луж, шины Continental работают идеально — у них прекрасные сцепные свойства и в продольном, и в поперечном направлениях. А на трассе «мокрой» управляемости автомобиль на шинах Continental демонстрирует прецизионно точные реакции на повороты руля — равно как и на переставке по сухому асфальту. А еще шины ContiPremiumContact 2 обеспечивают высокий уровень комфорта — все в порядке и с шумами, и с плавностью хода.
плюсы:
— сцепные свойства на мокром асфальте
— управляемость
— комфорт
минусы:
— низкое сопротивление аквапланированию
Общая оценка: 8,8
Размерность 205/55 R16
Индекс скорости H (210 км/ч)
Индекс грузоподъемности 91 (615 кг)
Конструкция радиальная,
с асимметричным
рисунком протектора
Глубина рисунка протектора 8,5 мм
Твердость резины по Шору, ед. 71
Страна-производитель Германия
По схеме протектора шины Pirelli P7 во многом похожи на ContiPremiumContact 2 — асимметрия с четырьмя продольными канавками. Но канавки здесь глубже, а протектор имеет достаточно развитую сеть поперечных каналов-«бумерангов». Красиво и эффективно — «бумеранги» улучшают дренаж, что повышает устойчивость к аквапланированию.
На трассе «мокрой» управляемости Audi A4 на шинах Pirelli демонстрирует точные и быстрые реакции, что позволило показать хорошее время и уверенно держать автомобиль под контролем. Но при движении по кругу покрышки не блеснули — предпоследнее время говорит о невысоких сцепных свойствах в поперечном направлении.
На сухом асфальте итальянские шины наделяют автомобиль быстрыми, почти спортивными реакциями. К сожалению, боевой характер шин Pirelli имеет и негативную сторону — в нашем тесте это одни из самых жестких шин. Зато шумят итальянские покрышки умеренно.
плюсы:
— управляемость
— акустический комфорт
минусы:
— плавность хода
Общая оценка: 8,8
Размерность 205/55 R16
Индекс скорости H (210 км/ч)
Индекс грузоподъемности 91 (615 кг)
Конструкция радиальная,
с асимметричным
рисунком протектора
Глубина рисунка протектора 7,8 мм
Твердость резины по Шору, ед. 75
Страна-производитель Италия
Шины Bridgestone никогда не занимали призовых мест в наших тестах, и модель ER300 не стала исключением — уж очень неровные у нее характеристики. На мокром асфальте — достаточно длинный тормозной путь, но один из лучших результатов на круговой трассе. Сопротивление аквапланированию на прямой — хорошее, в повороте — хуже. На трассе «мокрой» управляемости эти шины довольно резко срываются в скольжения — вести автомобиль по оптимальной траектории довольно сложно. Но на сухом асфальте покрышки Bridgestone проявили себя лучше — высокие сцепные свойства, точные реакции автомобиля. А еще шины Bridgestone, в отличие от лидеров теста, обеспечивают хороший уровень комфорта — они и мягкие, и шумят мало. Может быть, автопроизводители так любят шины Bridgestone именно за это?
плюсы:
— поперечные сцепные свойства на мокром асфальте
— комфорт
минусы:
— тормозные свойства на мокром асфальте
Общая оценка: 8,4
Размерность 205/55 R16
Индекс скорости H (210 км/ч)
Индекс грузоподъемности 94 (670 кг)
Конструкция радиальная,
с направленным
рисунком протектора
Глубина рисунка протектора 7,7 мм
Твердость резины по Шору, ед. 72
Страна-производитель Финляндия
В последнее время шины Nokian неплохо выступали не только в зимних, но и в летних тестах. Однако в этом году модель NRHi затерялась в тени сильных конкурентов. Плюс один — достаточно короткий тормозной путь на мокром асфальте. А в остальном результаты посредственные. Несмотря на эффектную «завивку» протектора, финские шины плохо противостоят аквапланированию — особенно в повороте. И на трассе «мокрой» управляемости, и на сухом асфальте автомобиль на шинах Nokian неплохо реагирует на повороты руля, но резко, без предупреждения, срывается в скольжения.
По части комфорта тоже не все в порядке — при умеренной «громкости» шины Nokian довольно жестко пересчитывают все мелкие неровности. Пока компания Nokian Tyres, в программе выпуска которой летние шины составляют всего 20%, основное внимание уделяет все-таки своим зимним моделям.
плюсы:
— тормозные свойства на мокром асфальте
минусы:
— низкое сопротивление аквапланированию
— управляемость на мокром асфальте
Общая оценка: 8,4
Размерность 205/55 R16
Индекс скорости H (210 км/ч)
Индекс грузоподъемности 91 (615 кг)
Конструкция радиальная,
с асимметричным
рисунком протектора
Глубина рисунка протектора 7,3 мм
Твердость резины по Шору, ед. 71
Страна-производитель Испания
Самая массовая модель фирмы Michelin выступила в тесте средненько. На прямой эти шины слабо противостоят аквапланированию — что неудивительно со столь малой глубиной рисунка протектора. Если воды на асфальте немного, то сцепные свойства у французских шин не самые плохие — одинаково стабильные и на прямой, и в повороте. На трассе управляемости эксперты не смогли показать хорошее время, но отметили спокойное и прогнозируемое поведение автомобиля. На сухом асфальте шины Michelin тоже далеки от спортивности: плавные реакции машины не мешают при обычном вождении, но в аварийной ситуации могут осложнить резкий объездной маневр. Зато никаких проблем с комфортом — шума немного, а по плавности хода шины Michelin и вовсе одни из самых лучших. Кстати, если бы в тесте участвовали шины Michelin Energy размерности 195/65 R15, то это наверняка были бы покрышки российского производства — на заводе Michelin в Давыдово делают как раз эту модель в 14- и 15-дюймовых размерностях.
плюсы:
— плавность хода
— акустический комфорт
минусы:
— низкое сопротивление аквапланированию
— средние сцепные свойства на мокром асфальте
Общая оценка: 8,3
Размерность 205/55 R16
Индекс скорости H (210 км/ч)
Индекс грузоподъемности 91 (615 кг)
Конструкция радиальная,
с асимметричным
рисунком протектора
Глубина рисунка протектора 8,0 мм
Твердость резины по Шору, ед. 74
Страна-производитель Германия
Фирма Dunlop хотя и входит в состав компании Goodyear, но, похоже, допущена не ко всем ее секретам. Иначе чем объяснить тот факт, что шины Goodyear в нашем тесте — среди лидеров, а Dunlop плетется в хвосте?
На мокром асфальте шины Dunlop SP Sport 01 плохо тормозят, но при этом хорошо держат в поперечном направлении, о чем говорит высокая скорость на круге. В этом несоответствии продольных и поперечных сцепных свойств причина нервозного поведения Audi A4 на трассе «мокрой» управляемости. Покрышки Dunlop слишком резко срываются в скольжение — водитель каждую секунду должен быть готов отразить очередной выпад, будь то занос задней оси или снос передка.
На сухом асфальте поведение автомобиля столь же неоднозначно — объезд препятствия потребует от водителя максимальной концентрации. Особого комфорта от шин Dunlop тоже не ждите, особенно по части плавности хода: жесткие покрышки.
плюсы:
— среднее сопротивление аквапланированию
минусы:
— сцепные свойства на мокром асфальте
— управляемость на мокром и на сухом асфальте
Общая оценка: 7,5
Размерность 205/55 R16
Индекс скорости H (210 км/ч)
Индекс грузоподъемности 91 (615 кг)
Конструкция радиальная,
с направленным
рисунком протектора
Глубина рисунка протектора 8,2 мм
Твердость резины по Шору, ед. 73
Страна-производитель Германия
Фирма Barum, в прошлом независимая чешская компания, сегодня выпускает шины так называемой «второй линии» под крылом концерна Continental. Судя по результатам нашего теста, это действительно «вторая линия» — отставание от лидеров значительное. Например, тормозной путь на мокром асфальте со скорости 80 км/ч по сравнению с лучшим результатом длиннее на пять метров.
С аквапланированием положение немного лучше, а вот на трассе «мокрой» управляемости — опять худший результат: Audi А4 превращается в тренажер по отрабатыванию навыков борьбы с заносом. Чуть резче сбросил газ — и задняя ось тут же проваливается в скольжение. Неприятно и небезопасно.
На сухом асфальте характер управляемости схожий, только происходит все резче и на более высокой скорости. А среднее сопротивление аквапланированию и неплохие показатели комфорта — слабая компенсация за нервозную управляемость.
плюсы:
— комфорт
минусы:
— сцепные свойства на мокром асфальте
— управляемость на мокром и сухом асфальте
Общая оценка: 7,4
Размерность 205/55 R16
Индекс скорости H (210 км/ч)
Индекс грузоподъемности 91 (615 кг)
Конструкция радиальная,
с асимметричным
рисунком протектора
Глубина рисунка протектора 7,5 мм
Твердость резины по Шору, ед. 75
Страна-производитель Южная Корея
Рисунок протектора шин Hankook — жалкое подобие модели ContiPremiumContact первого поколения. Неточно скопированный протектор плохо отводит воду из пятна контакта — низкое сопротивление аквапланированию заставляет шины «всплывать» довольно рано, особенно в повороте. Сцепные свойства на мокром асфальте тоже оставляют желать лучшего: тут приходится грешить на резину низкого качества, для которой у фирмы Hankook, видимо, не нашлось достаточного количества силики. На трассе управляемости автомобиль на шинах Hankook абсолютно непредсказуем в своих реакциях. Никогда не знаешь, в какой именно момент задние колеса сорвутся в занос, когда этот занос прекратится… На сухом асфальте — такое же нестабильное поведение. Резкий занос, колебания — и автомобиль устремляется совсем не туда, куда планировал попасть водитель.
Так что единственное преимущество шин Hankook Ventus Prime — это неплохая плавность хода.
плюсы:
— плавность хода
минусы:
— сцепные свойства на мокром асфальте
— низкое сопротивление аквапланированию
— управляемость на мокром и на сухом асфальте
Общая оценка: 6,8
Результаты испытаний
Влияние на общую оценку
Barum
Bridgestone
Continental
Dunlop
Goodyear
Hankook
Michelin
Nokian
Pirelli
Vredestein Сцепные свойства на мокром асфальте
50%
Торможение с АБС
15%
6
7
10
7
9
7
8
10
8
10
Устойчивость к аквапланированию на прямой
15%
8
9
6
8
10
7
7
8
9
10
Устойчивость к аквапланированию в повороте
10%
7
8
7
8
10
6
7
7
9
9
Поперечные сцепные свойства
5%
8
10
10
9
9
7
9
8
8
9
Управляемость (время прохождения трассы)
5%
6
8
9
7
8
6
7
7
9
10
Субъективные оценки надежности управления автомобилем
40%
На мокром асфальте
20%
8
8
10
7
9
7
9
9
9
9
На сухом асфальте
20%
7
9
9
7
8
6
9
8
9
8
Комфорт
10%
Шум
5%
9
9
10
8
7
8
9
9
10
8
Плавность хода
5%
9
9
9
8
10
9
10
8
8
9
Общая оценка
100%
7,4
8,4
8,8
7,5
9
6,8
8,3
8,4
8,8
9,1




